Почта:vova@vbeg.ru
Скайп:vova-beglecov

Желания заказчика и упорство исполнителя

Для начала определимся с терминологией, используемой в данной статье:

  • Под исполнителем понимается отдельный человек или команда, выполняющие определённую работу для заказчика;
  • Под заказчиком понимается человек или компания, которая будет использовать результат работы исполнителя для предоставления услуг определённому кругу своих покупателей;
  • В качестве работы, которую делает исполнитель для заказчика, выберем создание сайта-каталога или прикладной программы-каталога. Учитываем тот момент, что данную работу исполнитель знает очень хорошо и уверенно в ней ориентируется;
  • Результат работы (сайт или программа) будем называть «ресурсом».

Половина или как минимум треть исполнителей (опытных, знающих и любящих своё дело) точно знает что нужно заказчику. Знает потому, что исполнитель уже делал что-то аналогичное или схожее. 

Заказчик же в 90% случаев сам не в курсе того, что он хочет и мыслит с точки зрения владельца. Самая большая ошибка заказчика - когда он мыслит с точки зрения владельца ресурса. В идеале заказчик должен думать о ресурсе как пользователь, но при этом учитывать его экономическую эффективность.

Я считаю, что самые классные и прибыльные разработки рождаются от сотрудничества исполнителей и пользователей ресурса, с небольшой корректировкой работы заказчиком. Нельзя допускать заказчика непосредственно в процесс создания, но нужно с ним сотрудничать, получать обратную связь, показывать модели ресурса и прочие промежуточные прототипы.

Иногда возникают неприятные ситуации, когда заказчик и исполнитель упорно настаивают на своём способе решения какой-то задачи. Я, например, в таких ситуациях просто беру день-два выходных и отдыхаю, освобождаю голову от каши. Иногда приходишь к выводу, что заказчик-то был прав. В этом случае обязательно извиняюсь и реализую задачу по задумке заказчика.

Но бывает, что даже после отдыха и с чистой головой, ты понимаешь - заказчик несёт ерунду, сейчас сделаем как он просит и получится гавно, а если сделать как хотим мы - тогда получится классная штука, которая будет работать и радовать людей. Как поступить в таких случаях я наверняка не знаю, думаю, что никто не знает. Единственное, что нужно достигнуть - общего компромисса и сохранить отношения, что бы общая цель (создание ресурса) была достигнута.

Но если же заказчик тупит или настаивает сделать «гавно» постоянно, то лучше с ним расстаться. Как минимум вы сохраните светлый ум и нервы. Аналогичного действия должен ждать и исполнитель. Если он не умеет предложить и реализовать альтернативное решение (хотя таковое есть и не одно), тянет с работой, то заказчик перестанет с ним сотрудничать. И правильно сделает.

В качестве примера хочу продемонстрировать два решения по построению каталога. Любой каталог, абсолютно любой продукции должен содержать три вещи:
1) Визуальное изображение товара
2) Технические параметры изделия
3) Цена


Сайт-инвалид, который, как мне кажется, был выполнен по руководству заказчика.
В каталоге нет ни цены, ни параметров товара, ни фотографий (оригинальность и представление тех, которые мы видим сильно настораживает).

Ненормальное решение заказчика

Хороший сайт с правильным каталогом. Есть и фотографии (даже скорее визуальное представление) и размеры, и цена.
Нормальное решение исполнителя